Когнитивные и лингвокультурные параметры концепта «гость / қонақ» в русском и казахском языках

Авторы

  • И. Байсыдык Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, Алматы https://orcid.org/0000-0001-5013-4398
  • A. Нурбаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, Алматы https://orcid.org/0000-0003-1653-0383
  • Р. Жетібай Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, Алматы https://orcid.org/0000-0003-2253-134X

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh202519933
        118 45

Аннотация

Настоящая статья посвящена сопоставительному когнитивному и лингвокультурному анализу концепта «гость/қонақ» в русском и казахском языках. Актуальность темы определяется необходимостью выявления универсальных и культурно-специфических черт концептуализации феномена гостеприимства как базовой социальной категории, отражающей ментальные установки, ценностные ориентации и модели межличностного поведения в разных лингвокультурах. Целью исследования является выявление когнитивной структуры и аксиологических параметров концепта «гость / қонақ» на материале паремий и фразеологических единиц русского и казахского языков. Задачи включают дефиниционный и семантический анализ, фреймовую реконструкцию и сравнительно-сопоставительное описание языковых реализаций. Методология опирается на методы когнитивной лингвистики, лингвокультурологии и паремиологического анализа. Эмпирическую базу составляют устойчивые речевые формулы и пословицы, содержащие компонент «гость/қонақ». Выявлено, что в русском языке гость несёт амбивалентную семантику – от уважаемого визитёра до источника угрозы, тогда как в казахской традиции қонақ сакрализуется как благословенный субъект, символизирующий мир, единство и социальную открытость. Научная новизна заключается в системной лингвокультурологической интерпретации концепта, ранее не исследованного в межкультурном аспекте. Практическая значимость работы заключается в возможном использовании её результатов в преподавании межкультурной коммуникации, этнолингвистике, культурологии и практике перевода.

Ключевые слова: гость / қонақ, концепт, паремия, когнитивная лингвистика, межкультурный анализ.

Биографии авторов

И. Байсыдык, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, Алматы

PhD, старший преподаватель, Кaзaхcкий нaциoнaльный педагогический унивepcитeт имeни Aбaя, Кaзaхcтaн, Aлмaты, e-mail: i.baissydyk@gmail.com , https://orcid.org/0000-0001-5013-4398

A. Нурбаева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, Алматы

Нурбаева Аида Мухтаровна (корреспондент автор) PhD, и.о. ассоциированного профессора, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (Казахстан, г. Алматы, e-mail: nurbaeva.aida@bk.ru);

Р. Жетібай , Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, Алматы

доктор PhD, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан, e-mail: zhetibayrakymberdi@gmail.com,     https://orcid.org/0000-0003-1582-9973

Загрузки

Как цитировать

Байсыдык, И., Нурбаева A., & Жетібай , Р. (2025). Когнитивные и лингвокультурные параметры концепта «гость / қонақ» в русском и казахском языках. Eurasian Journal of Philology. Science and Education, 199(3), 30–41. https://doi.org/10.26577/EJPh202519933