Способы передачи текста на образовательных платформах для синтеза речи
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh202519937Аннотация
В статье всесторонне рассматриваются орфоэпические и просодические особенности синтеза речи на казахском языке. Основная цель синтеза речи – воспроизведение текста в естественном, наиболее понятном звучании. Для этого необходимо теоретическое осмысление и практический анализ орфоэпических норм и просодических характеристик. В процессе синтеза требуется системный учёт таких орфоэпических явлений, как сингармонизм, произношение соседствующих согласных, редукция и оглушение звуков на стыке слов. Для адаптации орфоэпических и просодических закономерностей к синтезирующей программе используются модели и образцы, основанные на фонетической транскрипции. Транскрипционные разметки и модели, точно отражающие фонетические особенности звуков, способствуют совершенствованию автоматического синтеза речи. Также в статье поднимается вопрос просодики как одного из ключевых факторов обеспечения естественного и качественного звучания синтезированной речи. В этом отношении сохранение интонационных особенностей речи напрямую влияет на её природность. Деление текста на синтагматические и фразовые группы, а также учёт интонационных компонентов облегчает восприятие и способствует полному пониманию содержания.
Статья имеет практическую значимость, так как в современную цифровую эпоху необходимость синтеза речи становится всё более актуальной. Синтез речи широко используется в образовательных платформах, мультимедийных ресурсах, программах для людей с особыми потребностями, языковых обучающих системах, аудиокнигах и виртуальных ассистентах.
Ключевые слова: синтез речи, просодика, орфоэпия, звук, интонация.
