Опыт преломления «игровой» поэтики В. Набокова в современной русской прозе.Қазіргі орыс қарасөзіндегі В. Набоков поэтикасының «ойын» игерімінің тәжірибесі.
Ключевые слова:
художественный текст, поэтика, игра, интертекстуальность, авторская экспликация, сюжет, иррациональное, көркем мәтін, ойын, авторлық экспликация, арқау, иррационал,Аннотация
В статье рассматриваются процессы, связанные с воплощением игрового начала в текстах художественных произведений известной современной писательницы Т. Толстой, актуальные для новейшей русской литературы и культуры в целом. Изучение поэтики литературных произведений Т. Толстой побуждает к исследованию роли приема контраста воображаемого и изображаемого, организации особых отношений в границах текста между автором и читателем, игре аллюзиями, явными и скрытыми цитатами как одной из важнейших характеристик современной культуры. На примерах из текстов Т. Толстой, в которых ярко проявляется интертекстуальность, исследуются особенности использования «чужого слова» для вовлечения читателя в диалог с автором. Выявляется сходство видения мира Т. Толстой, связанное с опытом В. Набокова, его экспериментальным стилем. Результаты проведенных наблюдений убеждают,что столкновения «голосов» на всех уровнях текста – сюжетном, фабульном и стилистическом позволяют современным авторам осуществлять экспликацию новых смыслов путем соотнесения их с уже известными. Подобный подход позволяет глубже понять механизм воздействия художественного текста на читателя, прояснить отношения автора и читателя как равноправных коммуникантов, а также выявить скрытые взаимосвязи в пространстве современной культуры. Мақалада жалпы қазіргі заманғы орыс әдебиеті мен мәдениетіне қатысты қазіргі заманғы жазушы Т. Толстая белгілі өнер уындыларының мәтіндерді ойын басында бейнесі байланысты процестерді зерттейді. Т. Толстая қабылдау айырмашылығы елестету және бейнеленген, қазіргі заманғы мәдениеттің маңызды сипаттамаларының бірі ретінде автор мен оқырман арасындағы мәтін шегінде ерекше қарым- қатынаста, ойын аллюзий, айқын және жасырын дәйексөз ұйымдастыру зерттеуге әкеледі әдеби шығармаларды поэтика зерттеу. Интертексутальность айқын, онда мәтін Т. Толстая, мысалдары, әсіресе автордың бар диалог оқырманды тарту үшін «басқа адамдардың сөздер» пайдалану оқыды. Владимир Набоков, оның тәжірибелік стильде тәжірибесі байланысты әлемдік Т. Толстая көріп ұқсастығын анықталды. Тарихы, стилистикалық қазіргі заманғы авторлар қазірдің өзінде белгілі оларды жататын жаңа мағынада туралы экспликация жүзеге асыруға мүмкіндік береді – бақылаулар нәтижелері мәтін барлық деңгейлерінде «дауысымен» соқтығысы көрсетеді. Бұл тәсіл құрдастарының коммуникатордың ретінде, сондай-ақ қазіргі заманғы мәдениет кеңістігінде жасырын қарым-қатынас ашу автор мен оқырман қарым-қатынасын анықтау үшін, оқырман әдеби мәтін әрекет механизмін жақсы түсінуге мүмкіндік береді.Библиографические ссылки
1 Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской
литературы (60-90-е годы ХХ в.- начало ХХI века).-СПб.: Изд. СПбГУ, 2004. –716 с.; Русская литература ХХ века: закономерности
исторического развития. Книга 1. Новые художественные стратегии
/ Отв. редактор Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург: Уральское отд. РАН, 2005.– 465 с.; Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке.
Обретения и утраты. Изд. 2-е. –М.: ФЛИНТА: Наука, 2008. – 224 с.
2 Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. –СПб.: Изд. СПбГУ, 2003.– 400 с.
3 Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 320 с.
4 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс,1989. – 616 с.
5 Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность.
– М.: Либроком, 2010.- 448 с.
6 Злочевская А.В. Парадоксы «игровой» поэтики В. Набокова
// Филологические науки. –1997. – № 5. – С.3-12.
7 Толстая Т.Н. На золотом крыльце сидели…– М.: Эксмо, 2012. – 256 с.
8 Арьев А. И сны, и явь (о смысле литературно-философской позиции
В.В. Набокова http://www.magazines.russ.ru/ zvezda/1999/4/arev.html
9 Толстая Т.Н. Кысь: Роман. Переиздание. – М.: Подкова, 2001. – 320 с.
10 Набоков В.Н. Гоголь // Новый мир. – 1987. – № 4. – С. 192-225.
литературы (60-90-е годы ХХ в.- начало ХХI века).-СПб.: Изд. СПбГУ, 2004. –716 с.; Русская литература ХХ века: закономерности
исторического развития. Книга 1. Новые художественные стратегии
/ Отв. редактор Н.Л. Лейдерман. – Екатеринбург: Уральское отд. РАН, 2005.– 465 с.; Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке.
Обретения и утраты. Изд. 2-е. –М.: ФЛИНТА: Наука, 2008. – 224 с.
2 Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. –СПб.: Изд. СПбГУ, 2003.– 400 с.
3 Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 320 с.
4 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.: Прогресс,1989. – 616 с.
5 Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность.
– М.: Либроком, 2010.- 448 с.
6 Злочевская А.В. Парадоксы «игровой» поэтики В. Набокова
// Филологические науки. –1997. – № 5. – С.3-12.
7 Толстая Т.Н. На золотом крыльце сидели…– М.: Эксмо, 2012. – 256 с.
8 Арьев А. И сны, и явь (о смысле литературно-философской позиции
В.В. Набокова http://www.magazines.russ.ru/ zvezda/1999/4/arev.html
9 Толстая Т.Н. Кысь: Роман. Переиздание. – М.: Подкова, 2001. – 320 с.
10 Набоков В.Н. Гоголь // Новый мир. – 1987. – № 4. – С. 192-225.
Загрузки
Как цитировать
Sarsekeeva, N. K. (2015). Опыт преломления «игровой» поэтики В. Набокова в современной русской прозе.Қазіргі орыс қарасөзіндегі В. Набоков поэтикасының «ойын» игерімінің тәжірибесі. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 152(6). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/831
Выпуск
Раздел
Литературоведение