Типология эпических сказителей тюркского народа

Авторы

  • А. S. Buldybay Казахский национальный университет им. аль-Фараби
        44 25

Ключевые слова:

фольклор, жыршы, жырау, фольклорное наследие, эпос, термеши.

Аннотация

Создателями, носителями и исполнителями одного из видов богатейшего фольклорного наследия являются узаны, баксы, жырау, жыршы, киссашы, термеши. Очевидно, никто не будет отрицать огромной роли сказителей в сохранении, формировании и передаче из поколения в поколение эпических произведений, имеющих всемирное значение. В них сконцентрированы многовековая история и культура народа. Исследование происхождения названных фольклорных типов, более точный анализ их функций, в словесном искусстве, раскрытие внутренних закономерностей их эволюции должно способствовать решению различных проблем казахского эпоса. Прежде всего необходимо решить следующие вопросы: какие фольклорные типы в истории нашего народа были непосредственно связаны с созданием эпических песен, их исполнением и развитием, а какие из них способствовали передаче их из поколения в поколение, какие изменения претерпели функции этих фольклорных типов в связи с историческим развитием.

Библиографические ссылки

1.1. Формозов П. Теория фольклорной традиции. – М.: Наука, 1980. – 356 с.
2.2. Бердибаев Р. Қазақ эпосы. – Алматы: Ғылым, 1982. – 227 б.
3.3. Марғұлан Ә. Ежелгі жыр-аңыздар. – Алматы: Жазушы,
1971. – 398 б.
4.4. Коныратбаев А. Древнетюркская поэзия и казахский фольклор. – Алматы: Ғылым, 1971. – 280 б.
5.5. Турсунов Е.Д. Возникновение баксы, акынов, сэры и жырау. – Астана: ИКФ «Фолиант», 1999. – 365 с.
6.6. Уәлиханов Ш. Таңдамалы. – Алматы: Жазушы, 2005. – 365 б.
7.7. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. – М., 1985. – 356 с.
8.8. Мелетинский Э.Н. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – 407 с.
9.9. Әуезов М. 20 томдық шығармалар жинағы. – Т. 18. – Алматы: Жазушы, 1985. – 448 б.
10.10. Каскабасов С.А. Казахская несказочная
проза. – Алматы: Наука, 1990. – 362 с.
11.11. Кыдырбаева Р.З. Сказительское мастерство
манасчи. – Фрунзе: Илим, 1984. – 325 б.

1.1. Formozov P. Teoriya fol’klornoj tradicii. – M.: Nauka, 1980. – 356 s.
2.2. Berdi’’baev R. Qazaq e’posi’. – Almati’: Ghi’li’m, 1982. – 227 b.
3.3. Marghulan A’. Ejelgі ji’r-angi’zdar. – Almati’: Jazwshi’, 1971. – 398 b.
4.4. Konyratbaev A. Drevnetyurkskaya poehziya i kazahskij fol’klor. – Almaty: Ғylym, 1971. – 280 b.
5.5. Tursunov E.D. Vozniknovenie baksy, akynov, sehry i zhyrau. – Astana: IKF «Foliant», 1999. – 365 s.
6.6. Wa’li’’hanov Sh. Tangdamali’. – Almati’: Jazwshi’, 2005. – 365 b.
7.7. Surazakov S.S. Altajskij geroicheskij ehpos. – M., 1985. – 356 s.
8.8. Meletinskij EH.N. Poehtika mifa. – M.: Nauka, 1976. – 407 s.
9.9. A’wezov M. 20 tomdi’q shi’gharmalar ji’’naghi’. – T. 18. – Almati’: Jazwshi’, 1985. – 448 b.
10.10. Kaskabasov S.A. Kazahskaya neskazochnaya proza. – Almaty: Nauka, 1990. – 362 s.
11.11. Kydyrbaeva R.Z. Skazitel’skoe masterstvo manaschi. – Frunze: Ilim, 1984. – 325 b.

Загрузки

Как цитировать

Buldybay А. S. (2016). Типология эпических сказителей тюркского народа. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 155(3). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1493