Н. Гоголь и А. Чехов. Два чиновника и два генерала
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-4-ph2Аннотация
В статье представлен опыт изучения текста как персуазивной программы. Выбор
объектов исследования обусловлен возможностями сопоставления способов воздействия автора
на читателя, в том числе перлокутивного воздействия (юмора). Предпринят также опыт анализа
способов повествования.
В качестве актуальных задач обозначены исследование референтной, креативной и рецептивной компетенций текста в целях изучения иллокутивного воздействия автора на читателя,
функции метатекстовых знаков. Изучение перлокутивного воздействия осуществлено в аспекте
структуры комического и экспликаций смеховой культуры.
Алгоритм анализа: авторская репрезентация, коммуникативно-речевое поведение героев,
смысл происшедшего с героями, трактовка писателями их смерти, типология и своеобразие чужих
генералов – позволил установить формы присутствия автора и его воздействия, изображения
вымышленного как подлинного.
Предметом анализа стали виды риторических модальностей – знания, понимания, убеждения.
Обосновано, что они в сочетании с аллюзиями создают иконическую дискурсивность. Исследование риторической природы смеха выявило комический аспект двойничества, показало значение
невербальной коммуникации героя с миром. Специфика повествования Гоголя и Чехова – как
мотивированного отчуждения – выявляет аллюзию на смерть и роль физиологических маркеров.
Персуазивная программа анализируется также с позиций смеховой культуры и православноаксиологического осмысления.
Использование неориторического (дискурсного) и структурного подходов позволило
установить связь двоякой событийности текста с типами риторических модальностей. Выявлена
роль риторических модальностей как источников аллюзивной иконической дискурсивности.
Показана общность и различия перлокутивного воздействия писателей на читателя. Установлена
связь двоякой событийности с нарративной природой текста, когда метатекстовые знаки
являются активными субъектами сюжета и выполняют функцию повествующего дискурса.