Функция макрообразов в романе Герольда Бельгера «Туюк су»
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-4-ph5Аннотация
Данная статья посвящена малоизученной теме семантического функционирования
концептуальных макрообразов в тексте произведений Герольда Бельгера, казахстанского писателя-
билингва, оставившего заметный след в современной литературе. К таким макрообразам в прозе
писателя обычно относят образ дома, степи, аула, дороги, эпохи, страны и среды. Подобные
пространственные образы в прозе Герольда Бельгера носят концептуальный и функциональный
характер. Концептуальный – означает, что они дополнительно «нагружены» в смысловом,
философском отношении, это – образы-маркеры, ориентирующие читателя в идейном поле
произведения, подводящие к главным мыслям автора. Функциональный – означает, что данные
образы выполнят значимую художественно-эстетическую роль в тексте, генерализируя важные
смыслы, сигнализируя о направлении развития философии автора и поэтики произведения.
Таковы, например, функции макрообразов дома и аула в романе Герольда Бельгера «Туюк су».
Эти образы позволяют автору провести ряд символических обобщений в романе, раскрыть
внутренний мир героя и организовать сравнительную характеристику этнокультуры разных стран,
Казахстана, Германии, России. Такие насыщенные и экспрессивно окрашенные макрообразы
позволяют провести дополнительную нравственно-психологическую характеристику внутреннего
мира героя, охарактеризовать состояние социальной среды, организовать сравнительно-
сопоставительный анализ этнокультуры разных народов и подвести читателя к нужным выводам.
Макрообразы дом и аул, находясь во внутренней семантической взаимосвязи, выполняют
важную эстетическую и изобразительную функцию в тексте произведения Герольда Бельгера.
К мастерству писателя относится то, что через систему таких комплексных образов он создает
выразительные картины не только частной жизни человека, его сокровенной внутренней жизни,
но жизни всего народа или нескольких этносов, живущих в одной национальной, культурной
среде. Особая тема мастерства Герольда Бельгера – его умение сплетать повествовательную
ткань произведения из системы таких прекрасно выписанных макро- и микрообразов.