Оценка аналитического мышления поступающих в магистратуру и докторантуру: опыт Казахстана
Аннотация
Данная статья посвящена анализу опыта проведения комплексного тестирования для поступающих на программы послевузовского образования в Республике Казахстан. Трёхлетняя практика проведения комплексного тестирования позволила наметить ряд проблем, требующих решения, как для улучшения качества самого тестирования, так и для повышения качественного состава магистрантов и докторантов вузов страны. Авторы изучают один из разделов тестирования – тест на определение готовности к обучению (ТГО), призванный оценить навыки критического и аналитического мышления, а значит и способность будущих магистрантов и докторантов планировать и проводить качественную экспериментальную и научную работу. Целью исследования является определение проблемных участков составления тестовых заданий на использование аналитических навыков и разработка рекомендаций по составлению тестовых заданий. Авторы используют количественные и качественные методы сбора и обработки данных, такие как статистическая обработка данных, тематическое исследование, изучение мнения экспертов, интерпретация апелляционных обращений и др. Результатом проведенного исследования является ряд рекомендаций по совершенствованию качества тестовых заданий. Особая ценность данного исследования заключается в том, что это первая попытка изучить и систематизировать опыт оценки навыков критического и аналитического мышления в Республике Казахстан. Практическое значение данного исследования заключается в том, что результатами проделанной работы смогут воспользоваться не только разработчики и эксперты тестовых заданий, эксперты апелляционной комиссии, но и поступающие на программы послевузовского образования. Материалы статьи помогут им глубже понять характер и особенности тестирования, подготовиться к прохождению тестирования и грамотно сформулировать апелляционное обращение.