Конфликтные речевые акты в коммуникативной ситуации
Аннотация
На сегодняшний день немало случаев, когда сообщения и публикации, распространяемые в устной и письменной формах в средствах массовой информации-интернет – сайтах, социальных сетях (Facebook, You Tube), личных чатах Whatsapp, провоцируют возникновение конфликтов между сторонами. Это свидетельствует о возможности существования языка как фактора конфликтной коммуникативной ситуации и актуальности изучения его деятельности как инструмента конфликтной ситуации. И решение данной проблемы требует теоретического и методологического развития сравнительно молодой отрасли на современном казахстанском научном пространстве – лингвоконфликтологии. В этой связи в статье рассматриваются лингвистические факторы и конфликтные речевые акты, речевые стратегии и тактики в конфликтных ситуациях на конкретных примерах. В статье ставится цель выявления языковых признаков и их взаимных различий, языковой агрессии, языкового насилия, оскорбления, характерных для речевых актов направленных на деструктивное (негативное) воздействие на адресата. В результате анализа речевых актов на материале коммуникативной ситуации, полученных из интернета, а также личных жизненных ситуаций, анализируется использование языка как средства конфликта. На основе экстралингвистических факторов определяется совокупность речевых тактик, характерных для конфронтативного конфликта. В статье анализируются вопросы оскорбительных речевых актов на примере фактической коммуникативной ситуации на стыке лингвистики и юриспруденции.