Алгоритм интертекстуального анализа студентами-филологами прозы современных писателей Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2023.v192.i4.ph17Аннотация
Авторы статьи во главу угла ставят тезис о том, что интертекстуальный подход к изучению современной казахстанской прозы является одной из перспективных методик обучения студентов на филологическом факультете, поэтому основной целью их исследования является выявить возможности поиска межтекстовых взаимодействий одного текста с другими. Алгоритм осуществления интертекстуального анализа построен на выделении «чужого слова» в тексте рассматриваемой повести Николая Веревочкина, определении функций заимствований и интерпретации «ближнего» и «дальнего» смыслов отсылок, реминисценций, аллюзий и разных видов цитаций. С точки зрения авторов статьи, выявление интертекстовых элементов на первом этапе исследования текста, систематизация этих «включений» и определение их функций не только способствует полному погружению студента в текст повести Н. Веревочкина, но и позволяет ему выйти в широкий культурный контекст. Главный герой Ананий Перфильевич Бзвздзиндзский «вписан» в известную галерею «маленьких людей», имеет много общего с гоголевским героем, схож с героями постмодернистской прозы, называемыми «человек-ноль», «человек-минус». Анализ интертекстуальности повести «Жертвенный осел» на каждом этапе ее исследования выявляет новые смыслы сюжета и устанавливает новые формы диалога с другими текстами.