Прагматический потенциал фразеологических единиц в дискурсе газетных публикаций

Авторы

  • О. Молотовская Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-7922-3121
  • М. Жамбылкызы Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0001-5153-6372

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v196.i4.ph8
        17 22

Аннотация

В статье проводится исследование прагматической роли фразеологических единиц в формировании эффективного информационного взаимодействия между авторами статей и читателями в газетном дискурсе. Прагматика, являясь увлекательной областью лингвистических исследований, изучает взаимосвязь между языком и контекстуальными характеристиками исходных данных. Теоретическая основа исследования уделяет особое внимание значительному вкладу в область фразеологии, прагматики и газетного дискурса таких ученых, как М. Копыленко, А. Кунин, Т. А. ван Дейк, Н. Ферклау и др. Цель исследования – провести всесторонний прагматический анализ газетных статей, опубликованных в крупнейших американских онлайн-изданиях, таких как The New York Times, The Washington Post и The Wall Street Journal.  Для демонстрации актуальности информации в исследовании были отобраны статьи из газет за последние шесть месяцев (сентябрь 2023 г. – март 2024 г.). Для анализа прагматического потенциала фразеологических единиц в газетном дискурсе была использована модель интерактивного метадискурса К. Хайланда (2005). Результаты показывают, что прагматическая эффективность и коммуникативное воздействие газетных статей значительно усиливаются за счет использования исследуемых лексических элементов – они усиливают значение передаваемой информации, подкрепляют отношение автора и побуждают читателей к размышлению над обсуждаемой проблемой. Данные результаты могут быть полезны в лингвистике и в журналистской практике для более эффективного использования фразеологических единиц в достижении конкретных коммуникативных целей.

Ключевые слова: фразеологизм, газетный дискурс, идиома, фразовый глагол, прагматический потенциал, журналистика.

Биографии авторов

О. Молотовская, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Молотовская Ольга - докторант PhD, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: olgavmol@gmail.com);

М. Жамбылкызы, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Жамбылкызы Марина - PhD, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: olgavmol@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Молотовская, О., & Жамбылкызы, М. (2025). Прагматический потенциал фразеологических единиц в дискурсе газетных публикаций. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 196(4), 86–98. https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v196.i4.ph8