Типология женских образов и национальная идентичность в творчестве Cафуана Шаймерденова
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh2025199314Аннотация
В статье анализируется типология женских персонажей в произведениях выдающегося писателя Сафуана Шаймерденова с точки зрения национальной идентичности и интертекста. Основная цель исследования – выявить типологические особенности женских образов в творчестве автора и раскрыть их роль в репрезентации национальной идентичности.
Женский образ в литературе рассматривается как важное средство отражения национального мировоззрения и духовных ценностей. В казахской прозе изображение традиционных ценностей, духовного наследия, а также обновлённого национального сознания через женские персонажи является одной из актуальных проблем современной литературоведения. В качестве объекта исследования выбраны героини произведений С. Шаймерденова «Мезгіл», «Қарғаш», «Мәжнүн тал», «Инеш» – Бибигуль, Каргаш, Эспет и Инеш. В ходе работы использовались методы контент-анализа, интертекстуального, типологического и лингвокогнитивного анализа. Особое внимание уделено художественным приёмам писателя в раскрытии национальной идентичности, а также духовному миру и характеру героинь.
Кроме того, рассмотрены интертекстуальные параллели женских персонажей Шаймерденова с образами из других литературных произведений. В результате установлено, что женские образы в прозе Шаймерденова занимают особое типологическое место в казахской литературе и имеют важное значение для формирования национального сознания. Каждая героиня выступает художественным символом определённых национальных ценностей; их материнская доброта, преданность и нравственные качества связаны с духовной традицией народа. Полученные результаты позволяют глубже понять художественную природу женских образов и по-новому взглянуть на проблему национальной идентичности.
Ключевые слова: Сафуан Шаймерденов, женские образы, типология, национальная идентичность, интертекст, психология персонажа, лингвостилистический анализ, когнитивный анализ.
