Цифровая лингводидактика и национальная идентичность: интеграция поэтического корпуса Абая в обучение языку и литературе
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh2025199320Аннотация
В данной статье рассматриваются возможности использования открытого Поэтического корпуса Абая как эффективного инструмента популяризации национальных ценностей в современном образовательном процессе. Исследование состояло из двух основных этапов: первый – лингвистический анализ на материале корпуса, второй – педагогический эксперимент, проведённый среди учащихся старших классов и студентов первого курса университета. На лингвистическом этапе с применением программы AntConc были выполнены анализ частотности слов, коллокаций и конкордансов. В произведениях Абая Кунанбаева были выявлены ключевые понятия, встречающиеся систематически: адам (общечеловеческая гуманистическая категория), ақыл (мерило разума и мудрости), иман (духовная вера и нравственная чистота), намыс (честь личности и ответственность перед обществом). Доказано, что данные категории являются фундаментом казахской этической мысли. На педагогическом этапе студенты выполняли специально разработанные задания на основе корпуса. В ходе трёхурочного мини-эксперимента было установлено, что они глубже осознали моральную триаду Абая – ақыл, қайрат, жүрек – и сформировали новое отношение к культурному наследию. В исследовании сочетались количественные и качественные методы, что обеспечило комплексный подход. Кроме того, использование корпусных технологий способствовало развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы с текстом, сопоставления данных и критического мышления. В заключение делается вывод, что цифровые лингвистические ресурсы открывают реальные возможности для обновления национальной идентичности и обогащения содержания образования. Полученные результаты дополняют ряд практических данных для цифровой лингводидактики.
Ключевые слова: Абай Кунанбаев, корпусная лингвистика, поэтический корпус, национальная идентичность, нравственное воспитание, цифровая педагогика.
