«Пропасть» в жизни и смерти
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию творчества великого Азербай джан ского поэта ХХ века Гусейна Джавида. В творчестве Г. Джавида выражение «пропасть» не носит случайный характер. В творчестве поэта-драматурга нашли свое отражение проявляющие себя в жизни и нравственности пропасти. Самым наглядным примером этого является пьеса «Пропасть» Г.Джавида. Образы в пьесе в борьбе за моральную чистоту могут выразить в полной мере противостояние Востока и Запада. Как известно, в творчестве Г. Джавида понятие «пропасть» представляет собой не только понятие реального места, но вместе с тем и духовное пространство, которое возникает из беспредельности научных изысканий, процесса изучения, культурного развития. Является средством глубокого и с художественными оттенками выражения сложных характеров образов, противоречий общества. Мастер и реальные столкновения, и духовные изнашивания уподобляет пропастям, называет их беспредельными безднами, дна которых не видно, которые не исчерпываются при углублении. Автор приходит к выводу, что написанные Г. Джавидом произведения, начавшись с сохранения национально-нравственных проблем, и тысячу лет спустя останутся актуальными с точки зрения пропаганды и развития как национальнотюркистских, так и общечеловеческих ценностей. В статье все эти проблемы исследуются на обширном материале драмы «Пропасть».