Учебник русского языка: реализация образовательных целей таксономии Б. Блума
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2020.v178.i2.ph25Аннотация
В статье рассматривается понятие таксономии как общей теории классификации сложных систем, широко применяемой в разных областях знания. Таксономия означает такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов или групп, по которым эти объекты распределены на основании сходства их определенных свойств. Дается описание таксономии образовательных целей американского ученого Б. Блума, активно использующейся в международном образовательном пространстве, в том числе в Казахстане. Б. Блум определил шестиуровневую иерархию категорий образовательных целей: знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т. д.); понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция); применение (использование знаний, умений); анализ (установление взаимосвязей между элементами, определение принципов построения системы); синтез (разработка плана, системы действий); оценка (вынесение суждения на основе имеющихся данных, внешних критериев). Показано практическое применение таксономии Блума при работе над учебником русского языка для 10 класса общественно-гуманитарного направления; описана система заданий, нацеленных на формирование читательских компетенций – поиск, извлечение, анализ, интерпретацию информации, использование ее в решении практических задач. Приемы обучения русскому языку, основанные на таксономии Б. Блума и предлагаемые в учебнике, нацелены на овладение учащимися функциональной грамотностью, позволяющей успешно адаптироваться в информационно насыщенном мире.