Поэтика абсурда и формы выражения авторской позиции в рассказе Н. Верёвочкина «Череп гоголя»
Аннотация
В настоящем исследовании в свете психоаналитических концепций рассматриваются формы выражения авторской позиции и абсурдистские приемы, ее выражающие, актуализируется идея неотделимости автора от художественного целого. Предпринимается попытка описать такие формы выражения авторской позиции, как заглавие и интертекстуальные включения с точки зрения фрейдистских учений о двух ключевых энергиях человека — Эроса и Танатоса. Рассматривается функциональность поэтики абсурда как выражения концепции бессмыслицы и нелепости, позволяющая более углубленно рассмотреть форму психологического состояния героя произведения. С опорой на труды казахстанских и зарубежных литературоведов доказывается, что выражение авторской позиции и характеристика персонажного ряда соотносится с проявлением авторского бессознательного, психологических травм и механизмов защиты. Теоретическая значимость исследования обоснована комплексным подходом к рассмотрению форм выражения авторской позиции в свете теорий традиционного литературоведения и психоаналитического подходов. Новизна исследования определяется тем, что впервые в рассказе Н. Веревочкина «Череп Гоголя» были рассмотрены поэтика абсурда и формы выражения авторской позиции в психоаналитическом аспекте. Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов статьи в исследованиях форм выражения авторской позиции, теоретических понятий «автор» и «герой» в современной русскоязычной прозе Казахстана.