Традиция и новаторство в современной казахской поэзии
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v195.i3.ph014Аннотация
В статье рассматривается творчество группы молодых поэтов, соединивших современную казахскую поэзию с художественно-стилистическими исследованиями. С целью показать преемственность сложившейся в национальной поэзии закономерности, содержание и разнообразие новаторства, молодыми поэтами были проанализированы поэтические произведения Дуйсинали Алимакына, Бауржана Аликожи, Батырхана Сарсенхана, Бауржана Майтая, Турсынбека Башара, Толкын Нурсауле, Айданы Кайсарбековиной, Асылбека Жанбырбая. Поскольку произведения этих поэтов не вошли в научный оборот, оценить достижения современной казахской поэзии можно, выделив в их произведениях художественные изыскания. Тот факт, что молодые поэты продолжают преемственность стиля в широких эпических поэмах наряду с короткой лирикой в казахской поэзии, определялся реальными произведениями. В творчестве любого поэта можно найти множество стихов о родине, родной земле. Если лирика любви к Родине, родной земле, родителям, любимому супругу в произведениях молодых поэтов показывает преемственность традиции, то в современной поэзии свежие образы и новые образы можно увидеть в изображении пейзажа, сравнения, параллелизма, контраст. Постмодернизм, являющийся одним из основных направлений в литературе XXI века, утвердился в мировой литературе, о чем свидетельствуют произведения Т.Башара, Б.Майтаюлы, а также немало примеров белого стиха у Батырхана Сарсенхан. Научная и практическая значимость исследования видна из того, что оно может быть широко использовано по предметам «Казахская литература» и «Современная казахская литература» в средних школах и высших учебных заведениях, дает много информации научному сообществу и читателю о художественных исследованиях казахской поэзии и открывает путь для дальнейших исследований современной казахской поэзии.
Ключевые слова: поэзия, лирика, структура стиха, белый стих, параллелизм, сравнение, пейзаж, интертекст, традиция и новаторство.