Художественно-эстетические поиски в рассказах Алмаза Мырзахмета

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025199313
        78 30

Аннотация

В статье рассматривается сборник рассказов «Дежа вю» писателя Алмаза Мырзахмета. Анализ стиля отдельных рассказов писателя выявил его художественные искания. Анализ системы персонажей был сосредоточен на вопросах демографии, критике жизни матерей-одиночек и судьбе таких персонажей, как актриса в рассказе «Актриса» и Бапакай в рассказе «Бапакай». Из истории литературы известно, что в казахской литературе о Декабрьском восстании 1986 года написано несколько рассказов и повестей, начиная с малого жанра. В рассказе «Дежавю», названном по имени сборника, мы знакомимся с «пэрами независимости» по имени Кайрат, Ербол, Сабира и Ляззат, названными так, чтобы навсегда запомнить имена героев декабря. Просветительскую ценность беседы подчеркнула гордость молодежи Астаны, Усть-Каменогорска и Алматы, встретившейся в Астане накануне тридцатилетия независимости. Главным достижением работы является формирование у молодежи чувства патриотизма, самоотверженности и уважения к героям декабря. Было установлено, что персонажи рассказов писателя, различных по содержанию и форме, взяты из реальной жизни и отражают наше прошлое, настоящее и будущее через реальный жизненный опыт. Если психологизм в анализируемых рассказах отражен в течении сознания в рассказе «Автопортрет», в основе которого лежит бессознательное, и в колорите персонажа в рассказе «На железнодорожном переезде», то рассказы «Записка писателя», «Пожар», «Столб» основаны на мистицизме. В этих историях присутствуют элементы жанров триллера и ужасов, а также описание чрезвычайно пугающих событий, связанных с привидениями и явлениями. «Эльдорадо», состоящее из двух-трех предложений, является образцом мини-рассказа, который в настоящее время широко признан в мировой литературе и начал укореняться в казахской литературе. В связи с ограниченностью времени в информационную эпоху автор осваивает приемы письма максимально лаконично и переносит их в национальную литературу. Писатель, обогащающий национальную литературу городской прозой, продемонстрировал свои творческие поиски в создании новых экспериментов, сохраняя при этом преемственность традици

Ключевые слова: проза, рассказ, мини-рассказ, психологизм, мистика, стиль, художественный поиск.

Биографии авторов

Н. Атаханова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Нурасила Атаханова – PhD докторант, Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Казахстан, г. Алматы, e-mail: rassi68@mail.ru);

Ж. Абдрахманова, Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, Казахстан, г. Атырау

Абдрахманова Жумазия Мажитовна – кандидат филологических наук, ассоциированный профессор, Атырауский университет им. Х. Досмухамедова (Казахстан, г. Атырау, e-mail: azhm63@mail.ru);

А. Дауткулова, Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, Казахстан, г. Атырау

Дауткулова Акмарал Калиярбеккызы – сеньор-лектор кафедры казахского языка и литературы Атырауского университета им. Х. Досмухамедова (Казахстан, г. Атырау, e-mail: phdakmaral@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Атаханова, Н., Абдрахманова, Ж., & Дауткулова, А. (2025). Художественно-эстетические поиски в рассказах Алмаза Мырзахмета. Eurasian Journal of Philology. Science and Education, 199(3), 144–154. https://doi.org/10.26577/EJPh2025199313