Использование государственного языка – принципы независимости
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v183.i3.ph18Аннотация
В статье рассматривается текущее состояние языковой политики после обретения независимости путем анализа использования казахского языка как государственного. Обсуждаются вопросы об уровне функционирования национального языка и стадии его становления, а также о будущем планируемом статусе в казахстанском обществе. В статье рассматривается долгосрочное развитие казахского языка в соответствии с вектором развития общества при отсутствии систематической и принципиальной поддержки особенностей применимости государственного языка в коммуникативном акте современного общества. Поэтому изначально обсуждалась актуальность казахского языка применительно к местным исполнительным органам, напрямую общающимся с населением. Оптимальное решение языковой проблемы в Казахстане также зависит от системы образования в дошкольных учреждениях, средних школах и университетах. С этой точки зрения рост количества казахскоязычных школ и детских садов в Республике Казахстан повышает социальную активность казахского языка, а влияние его на формирование языковой среды в стране сравнивается со статистикой разных лет. Рассмотрены цели и задачи, поставленные в государственных программах развития языков и их использования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы и Политике внедрения языков на 2020-2025 годы. Также обсуждается один аспект государственного языка – формирование и развитие терминологической лексики профессиональной отрасли. Помимо языков этнических меньшинств, проживающих в Казахстане, анализируется официальный статус и общественная функция трех языков – казахского, русского и английского, которые являются многоязычными с точки зрения языковой политики.
Ключевые слова: государственный язык, языковая политика, использование языка, профессиональный казахский язык, билингвизм.